Как улучшить память или Чем плохи зубрежки?

Каждый из нас сталкивался с такой проблемой, как экзамен. Будь это контрольная работа в школе, выпускной экзамен в университете или тест на работе, всегда нужно помнить одну вещь: у вас должен быть план обучения.
Иметь план обучения очень важно

Иметь план обучения на самом деле очень важно, ведь в отличие от расхожего мнения так называемая «зубрежка» не дает желаемых результатов. К сожалению, многие игнорируют это правило. По результатам исследований 99% студентов предпочитают зубрежку планомерному изучению материала.

Вам может показаться что иметь план обучения, это всего лишь способ быть более организованным. Конечно, гораздо проще оставить изучение материала на последний момент чем начать подготовку к экзаменам за несколько недель или месяцев. Но результаты исследований говорят об обратном. Например, в 2009 году, Нейт Корнелл – сотрудник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружил, что растягивание обучения оказалось эффективным для 90% студентов. Хотя до начала исследования 72% из них заявляли, что предпочитают зубрить материал.

Исследования памяти показывают, что у человека есть нехорошая тенденция: мы пытаемся составить суждение о материале бегло просмотрев его. Главный вопрос в том, сможет ли человек вспомнить то, что он узнал при этом беглом знакомстве с материалом?

После шестичасового просматривания материала, трех выпитых чашек кофе и пяти съеденных шоколадок, нам кажется, что мы уже все выучили наизусть. Каждая страница и каждый факт кажутся знакомыми.

После зубрежки сенсоры нашей памяти еще какое-то время остаются в возбужденном состоянии. Это связано с тем, что наш мозг реагирует на уже знакомые ему вещи. Но понимая, что на самом деле эти вещи хоть и кажутся ему знакомыми, они не являются именно теми, о которых он уже знает, мозгу сложно воспроизвести только что «зазубренные» данные.

От чего зависит усвоение информации?

Разные области мозга отвечают за разные виды памяти. Усвоение информации зависит от того, насколько легко эта информация поступает через органы чувств. Например, через зрение, если вы смотрите на текст. Обратная связь, с мозгом осуществляется посредством различных его областей. В том числе лобной коры и височной доли. Именно они помогают памяти воспроизвести те материалы, которые вы «запрашиваете» применяя различные подсказки. Таким образом становится понятно, что тот факт, что вы в течении шести часов смотрели на определенный текст вовсе не означает что ваш мозг сможет воспроизвести этот текст тогда, когда вам это понадобится.

Способность человека судить о возможностях своего разума называется метапознанием. Изучая эту способность можно выявить и другие заблуждения касательно работы мозга. Например, многие из нас думают, что если много думать над каким-то вопросом, то это поможет вспомнить ответ на него. Исследования показывают, что это вовсе не так. Гораздо важнее реорганизовать информацию таким образом, чтобы ее структура была наиболее приемлема для вашей памяти. Грубо говоря — перепишите содержимое изучаемого материала таким образом, чтобы оно стало более понятным для вашего восприятия.

Знание общих метакогнитивных ошибок поможет вам бороться с ними. Но это имеет смысл лишь в том случае, если вы еще не перешли на размеренную и длительную схему обучения. Преимущество растянутого процесса обучения идет вразрез с нашими инстинктами, которые призывают нас опираться на уже знакомые или подобные чему-то вещи в обучении.

Проще говоря, порой идя против инстинктов мы можем получить удивительные результаты. И для получения этих результатов нужно приложить ненамного больше усилий чем хотелось бы.