Гибель людей на аэродроме Скнилов под Львовом: прошло 18 лет с момента трагедии

В понедельник, 27 июля, Украина отмечает дату, которая изменила жизнь многих граждан страны на «до» и «после»: этот день стал «черным» в истории Военно-воздушных сил и авиации нашего государства в целом.

Речь пойдет о трагедии на аэродроме Скнилов, что находится неподалеку от Львова.



Диалог.UA предлагает нашим читателям вспомнить, как все происходило.

Это случилось 18 лет назад, 27 июля 2002 года: тогда на базе проходило шоу в честь 60-летия образования 14-го авиационного корпуса ВВС Украины (бывшей 14-й воздушной армии ВВС СССР). 

На это мероприятие пришло более тысячи человек, среди которых было очень много детей: демонстрировались полеты легкомоторных самолетов и другой воздушной техники, а финалом программы должно было стать выступление летчиков из пилотажной группы «Украинские соколы» на боевом истребителе «СУ-27Б».

Самолетом управляли член группы полковник ВВС Украины Владимир Топонарь и летчик-инспектор главного штаба ВВС Украины полковник Юрий Егоров. Топонарь был командиром воздушного судна, Егоров же контролировал полет. 

Истребитель вылетел рано утром с военного аэродрома в Житомирской области и уже к 12 часам был возле Львова. Пилоты самолета выполняли над зрителями на малой высоте фигуры высшего пилотажа — «Косую петлю» и «Бочку», однако через какое-то время истребитель не справился с управлением и вошел в вираж, из которого выйти уже не смог. 

Далее СУ-27 стремительно начал терять высоту, задел стоящее на аэродроме дерево левым крылом, ударился о бетон и начал кувыркаться по земле. В это время в эпицентре находились люди: удар самолета пришелся на них.

В результате катастрофы погибли 77 человек, из которых 28 были детьми. Еще более 500 человек получили ранения разной степени тяжести. Пилоты перед этим успели катапультироваться и сильно не пострадали. 

Позже Топонарь, Егоров, а также руководитель полетов на авиашоу Юрий Яцюк, начальник службы безопасности полетов 14-го корпуса Анатолий Лукиных, ответственный за подготовку экипажа самолета Олег Дзюбецкий и заместитель командира 14-го корпуса Анатолий Третьяков предстали перед судом. Некоторые из них получили длительные сроки тюремного заключения и огромные денежные штрафы, больше всего «досталось» Владимиру Топонарю и Юрию Егорову. 

Их приговорили к 14 и 8 годам лишения свободы и к штрафу в 7,2 миллиона и 2,458 миллиона гривен, соответственно, причем вся эта сумма платилась не столько семьям потерпевших и погибших, сколько в бюджет государства за уничтоженные самолет, топливозаправщик, бетонные столбики и колючую проволоку вокруг взлетно-посадочной полосы. 

Тем не менее, Топонарю все же сократили сумму штрафа до 150 000 гривен. На свободу он вышел спустя 11 лет после трагедии. Юрий Егоров вышел на волю через 2 с половиной года.

В то же время Юрий Яцюк отбыл 6 лет в заключении и должен был выплачивать штраф в 700 тысяч гривен. 

А вот Анатолий Лукиных был приговорен к 4 годам тюрьмы условно и выплате штрафа в 200 тысяч гривен.

Олега Дзюбецкого оправдали из-за отсутствия состава преступления.

Кроме того, во время следствия выяснится, что к трагедии были причастны не только военные, но и гражданские организаторы праздника. Все эти люди допустили массовое скопление людей на полосе и не обеспечили меры безопасности. Тогдашний президент Украины Леонид Кучма снял с должности главкома ВВС Виктора Стрельникова и отдал его под суд, но его выпустили на свободу за отсутствием состава преступления. 

Наказания также избежал и первый заместитель Стрельникова Сергей Онищенко, заместитель Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке Александр Волошенко и заместитель начальника по боевой подготовке Владимир Алексеев. 

Никто из обвиняемых своей вины не признал, однако справедливости ради стоит отметить: Топонарь и другие попросили прощения у родственников погибших в зале суда, хотя об этом мало кто уже помнит.

Но скандалы вокруг этой истории не закончились: следственную комиссию по авиационной катастрофе возглавил генерал Пальчук, который имел отношение к танковым войскам, а членами комиссии стали люди, которые в реальности не имели никакого отношения к авиации. 

Среди родственников погибших расследование получило название «Дело стрелочников», поскольку основной упор делался на том, что виноваты только пилоты, гражданские организаторы авиашоу и военные руководители полетами рангом пониже, но никак не командующий ВВС Украины и его заместители.

Тогда поговаривали о некоем устном распоряжении высшего руководства Украины о том, что финал этой истории должен быть заранее прописан и нужно заранее определить «козлов отпущения», коими и стали Топонарь и Егоров. 

В конечном итоге всех виновников не удалось привлечь к наказанию, поскольку в дело вмешалась большая политика. Саму же пилотажную группу «Украинские соколы» вскоре распустили.

На месте гибели людей позже появился мемориал: во Львове погибших называют «Наши 77 ангелов». 

Эта трагедия изменила отношение людей и власти в Украине к авиашоу — после 2002 года в нашей стране они не проводятся в том масштабе, который был ранее.